Winyan Soo Hoo

Пинхол. История.

Общие сведения.
Захват световых лучей для последующей печати картины окружающего нас мира почти мистический процесс. Современные цифровые технологии позволяют моментально и без особых трудностей получить результат. Постоянно растущие технические возможности порождают рост стоимости электроники, которая расстроит вас скорее лишь в случае, если разрядится аккумуляторная батарея вдали от источника энергии, или вы ударите её о камень. Всё же каждый инструмент фотографа имеет свои предпочтения для той или иной художественной техники передачи изобразительного образа.
Большинство оптических устройств используют преломления или отражения для построения изображения на экране или пленке. Пинхол не использует ни линз, ни зеркал, чтобы получить изображение, а лишь отверстие малого диаметра. Кажущееся отсутствие предмета рассмотрения, так как мы, по сути, имеем дело с дыркой от бублика, не умаляет достоинства этого оптического инструмента для художника или исследователя, и не означает, что при некотором взаимном расположении отверстия и экрана не возникнет изображения.
Если Вы находитесь в притемненном коридоре перед дверью со сквозной замочной скважиной, отделяющей Вас от ярко освещенной комнаты или улицы, — поднесите ладонь или лист бумаги к отверстию, и увидев пятно света, отодвигайте экран, перпендикулярно потоку лучей — в большинстве случаев, при достаточной освещенности объктов за дверью вы увидите перевернутые их проекции.

Введение.
Способность формирования изображения небольшим отверстием, как полагают, была известна тысячи лет назад кочевым племенам Северной Африки, которые жили в палатках из кожи животных. Отверстие в палатке проецирует изображение сцены снаружи. Это явление природы возникло так же давно, как и свет, и используются не только в фотографии. Существует одно животное в природе, которое использует крошечное отверстие для зрения — моллюск Наутилус. Каждый глаз имеет микроотверстие, которое может увеличиваться или уменьшаться.
Основные принципы формирования изображения светонепроницаемым ящиком с отверстием в одной из стенок и экраном из тонкой белой бумаги на противоположной стороне встречаются еще в IV веке до нашей эры, когда последователи китайского философа Моа-Цзы (V в. до н. э. ) «моисты» описали возникновение перевёрнутого изображения на стене затемнённой комнаты. Мо-цзы было известно, что объекты отражают свет прямолинейно во всех направлениях, и что лучи от верхней части объекта, при прохождении через отверстие, являют собой нижнюю часть изображения.
Ю. Чао-Лунг (Yu Chao-Lung) использовал модели пагод Х в. нашей эры, чтобы сделать пинхол изображения на экране.
В западном полушарии Аристотель в I V в. до н. э. заметил, что не смотря на то, что просветы между листьями дерева нестабильны и имеют не идеально круглую форму они дают пятна света различной величины, но одинаковой правильной эллиптической формы. Аристотель, наблюдая и описывая это явление, так и не смог его объяснить.

Солнечные лучи проникающие через густую листву

Солнечные лучи проникающие через густую листву

Поместите карандаш перед одним из световых пятен; линия, соединяющая карандаш и его тень, указывает направление лучей света, образующих это пятно на земле. Это конечно, солнечные лучи, проникающие сквозь просветы в кроне дерева; вверху между листьями глаз действительно видит ослепляющие яркие пятна света.
Перехватите одно из этих пятен листом бумаги, располагая его перпендикулярно к падающим лучам; вы увидите, что пятно уже не эллиптическое, а круглое. Поднимите лист бумаги выше – пятно становится всё меньше и меньше. Отсюда мы делаем вывод, что пучок лучей, образующий такое пятно, имеет форму конуса, а пятно кажется эллипсом, поскольку пучок лучей падает на поверхность Земли под углом.
Причину этого явления следует искать в том факте, что Солнце не есть просто точка. Любое очень малое отверстие Р образует небольшое, хорошо очерченное изображение Солнца AB, другое малое отверстие Р’ дает несколько смещенное изображение А’В’ (пунктирные линии); более широкое отверстие, включающее в себя как Р, так и Р’, дает менее резкое, но более яркое изображение Солнца А’В. Действительно мы можем в тени видеть пятна света различной степени яркости, и если имеется два пятна равной величины, то более яркое из них в то же время менее резко очерчено.
В подтверждение этого обратите внимание на следующее: когда перед Солнцем проходят облака, можно увидеть, как они скользят в каждом световом пятне, но в противоположном направлении. Вы получите четкое изображение Солнца, вырезав маленькое круглое отверстие в листве тонкого картона и держа его так, чтобы изображение упало в хорошо затененное место. Посмотрите, как выглядит изображение Солнца, образованное квадратным отверстием на разных расстояниях от этого отверстия. (Хорошие изображения Солнца можно найти в тени групп буков, лип, ясеней, реже – в тени тополей, вязов и платанов.)

Арабский физик и математик Ибн-аль-Хайтам, известный также как Альхазен, экспериментировал с формирования изображения в Х в. нашей эры. Он установил три свечи в ряд, и расположил экран с небольшим отверстием между свечами и стеной. Он отметил, что изображения были сформированы только с помощью небольших отверстий и что свеча справа сделал изображение слева на стене. Из своих наблюдений он заключил о линейности распространения света.
Леонардо да Винчи (1452-1519) дал четкое описание в своих записных книжках формирования изображения: «Когда изображения освещенных объектов проходят через небольшое круглое отверстие в очень темной комнате … вы увидите на бумаге все эти объекты в их естественной форме и цвете. Кто поверит, что столь малое пространство может содержать изображение всей вселенной? О могучий процесс! Чем талант может воспользоваться, чтобы проникнуть в природу, такого как это? Здесь все изображения каждой части вселенной стягивается в точку.
В 1475 г. математик Ренессанс (Renaissance) и астроном Паоло (Paolo Toscanelli) поставили бронзовое кольцо с отверстием в окне собора Флоренции, что все еще в использовании сегодня. В погожие дни изображение Солнца проецируется через отверстие на пол собора. В полдень, изображение Солнца делит пополам «Знак полдня» на полу, что использовалось для отсчета времени.
В 1580 папские астрономы использовали крошечное отверстие в солнечный полдень и подобную отметку в Ватиканской обсерватории в Риме, чтобы доказать папе Григорию XIII, что весеннее равноденствие исчисляется неверно. (11 марта, а не 21 марта). Два года спустя, после тщательного рассмотрения, папа Григорий XIII исправил юлианский календарь на 10 дней, таким образом, создав григорианский календарь.
Джованни Баттиста делла Порта (Giovanni Battista della Porta 1538-1615), ученый из Неаполя, долгое время считался изобретателем камеры-обскуры из-за его описания (безлинзовой) камеры-обскуры в первом издании своих Magia naturalis (1558 г.). Он имел большую популярность, как и его камера-обскура шоу, но он не был ни в коем случае изобретатель. В первом издании своей книги «естественной магии» в 1558 году, описал камеры-обскуры в мельчайших подробностях. Его демонстрации «вверх ногами» изображений поражали и озадачивали посетителей.
Впервые опубликована изображение камеры-обскуры, по-видимому рисунок Gemma Frisius’ De Radio в Astronomica et Geometrica 1545 г.
Гемма-Фризий, астроном, использовал крошечное отверстие в его темной комнате, чтобы изучить солнечное затмение 1544 г.
Сам термин камера-обскура («темная комната») был придуман Иоганном Кеплером (Johannes Kepler 1571-1630 г.г.).
В свое время, термин стал означать комнату, палатку или коробку, используемой художниками, чтобы нарисовать пейзаж с помощью малого отверстия. В последствии, линзовый объектив, делал изображение ярче, фокусируясь на определенном расстоянии. В 1620-х годах Иоганн Кеплер изобрел портативную камеру-обскуру. Камеры-обскуры ускоряли рисование и скоро появились различных размеров, разнообразных конструкций.
В 1685 г. монах из Вюрцбурга Иоганн Цан (Johann Zahn, 1631-1707) публикует трактат с многочисленными описаниями, диафрагмы и иллюстрации камеры-обскуры (и также «волшебного фонаря» (magic lfntern)). В 1686 г. он создаёт камеру-обскуру, оснащенную объективом и зеркалом смонтированном под углом 45 °.
Дэвид Брюстер (David Brewster), шотландский ученый, был одним из первых, сделавший пинхол фотографии, в 1850-х. Он также придумал само слово «пинхол», или «Pin-Hole» с дефисом, который он использовал в своей книге Стереоскоп (The Stereoscope), опубликованной в 1856 г.
Джозеф Петцваль (Joseph Petzval) использовал термин «естественный камеры» («natural camera«) в 1859 году.
Dehors и Deslandres, в конце 1880-х годов, предложил термин «stenopaic photography»
Во французском сегодня «sténopé» используется для английского «obscure«.
В итальянском камеры-обскуры называется «Una fotocamera или Foro stenopeico«.
В Германии «Lochkamera» и «Камера обскура» используются.
Скандинавские языки имеют тенденцию использовать английские «обскуры» в качестве модели — «hullkamera» / «holkamera» / «hålkamera«,
хотя «камера-обскура» также встречается, и этот термин предпочитают в норвежском языке.
Такие мастера как: Уильям Крукс (William Crookes) , Джон Шпиллер (John Spiller) и Уильям де Уайвлесли Эбней (William de Wiveleslie Abney),
все из Англии, и другие использовали технику обскуры.
Древнейшие, из дошедших до нас обскуры фотографии, вероятно, были сделаны английским археологом Флиндерс Петри (Flinders Petrie) (1853-1942) во время его раскопок в Египте в 1880 году. Следует отметить, что камера Петри имели простую линзу перед отверстием.
Одна из самых извесных ранних художественных работ в технике пинхол — фотография с прогулки луковым полем Джоржа Девидсена.
Winyan Soo Hoo
Джордж Дэвисон (1854 — 1930) был одним из самых важных фигур в развитии изобразительного искусства фотографии в конце 19 века. Он был одним из членов-учредителей Linked Ring, общества задачей которой является развитие художественной фотографии. Родился он 19 сентября 1854 г в местечке Лоустофта, графства Суффолк в Англии (Lowestoft, Suffolk). Выходец из простого сословья, являлся четвертым ребенком в семье, был единственным членом его семьи получившим среднее образование. В своих усилиях по достижению импрессионистской манеры живописного эффекта, который он желал, Дэвисон широко экспериментировал с различными техниками и процессами. В 1890 году одина из его фотографий, «Старая Усадьба» — также известный как «Луковое поле», полученая камерой Pin-Hole и напечатана на грубой бумаге, была отмечена медалью фотографического общества ежегодной выставки Великобритании.

В середине 1960-х годов в технике пинхола работали такие художники:
-Паоло Гиоли (Paolo Gioli) Италия
— Готфрид Джагер (Gottfried Jäger) Германия
— Девид Либ (David Lebe), США
— Франко Салмореч (Franco Salmoiraghi), США
— Вилли Сандерсон (Wiley Sanderson) США
— Эрик Реннер (Eric Renner) США

Sanderson901

Вилли Сандерсон (Wiley Sanderson) профессор фотографии в Университете Джорджии учил пинхол фотографии с 1953 по 1988 год В течение этого периода его ученики построили 4356 камеры обскуры.

Кеннет А. Коннорс (Kenneth A. Connors) в США
Морис Пирен (Maurice Pirenne) в Великобритании
работали в пинхол фотографии
Коннорс провел исследование по зависимости разрешения от диаметра отверстия. Его выводы были опубликованы в его самиздатовском периодическом издании. Пирен использовал крошечное отверстие для изучения проблематики в своей книге «Оптика, рисовании и фотография» (Optics, Paiting and Photography) (1970).

В 1971 The Time-Life Books опубликовали широко известную книгу The Art of Photography Эрика Реннера (Eric Renner) содержащую панорамные пинхол снимки.
В июне 1975 Popular Photography опубликовал статью «Pinholes for the People», на основе месячного проекта Фила Симкина (Phil Simkin) с 15000 ручной сборки и предустановленной камеры обскуры в Музей искусств Филадельфии. (Люди приходили в музей, брали камеру, делали съемку. Изображения, обработывались в общественной фотолаборатории в музее, и находятся в постоянной экспозиции музея.)
Среди убликаций 70-х годов:
Джим Шал (Jim Shull’s) The Hole Thing: Руководство по пинхол фотографии. (A Manual of Pinhole Photography)

В 1985 Лорен Смит (Lauren Smith) опубликовал «The Visionary Pinhole», являющуюся первой обширной документацией разнообразия пинхол фотографии.

В 1988 году прошла 1-я международная выставка «Through a Pinhole Darkly», в музее Лонг-Айленда.
Были выставлены камеры ифотографии от 45 художников.
2-я международная выставка была организована в Испании же году в Музее современного искусства в Севилье, включающий работы девяти фотографов.
3-я международная выставка — последовала в Центре современного искусства Санта-Фе в Нью-Мексико.
В 1988 Джеймс Хагунин (James Hugunins) написал эссе «Notes Toward a Stenopaesthetic», в каталоге выставки Santa Fe, представляющее собой наиболее полный анализ пинхол фотографии в 1980-х.
Некоторые фотографы экспериментировали со сложными фильмодержателями. Примеры можно найти в Knuchel 1991 года, являющегося интересным источником для изучения взаимосвязи между образом и камерой. Книга имеет параллельный текст на немецком и английском языках.
Книга Эрика Реннера (Eric Renner) Пинхол фотография — Вновь историческом техника (Pinhole Photography – Rediscovering a Historic Technique), опубликована в 1995 году (второе издание 1999), упоминает большое количество пинхол художников активно работавших в 1980-х.
Международный информационный центр, и архив пинхол фотографии, был основан Эриком Реннер в 1984 году.
Первый выпуск Pinhole Journal появился в декабре 1975 года.
Архив содержит более 3000 изображений. Журнал опубликовал работу более 200 обскуры художников из ряда стран.
Одним из первых художников, опубликовавших свои работы в интернете был Харлан Уоллах (Harlan Wallach).
В январе 1995 Ричардом Валлоном (Richard Vallon) из Луизианы был создан ресурс в сети, посвященный пинхолу.
Сегодня поиск в интернете выдаст большое количество URL-адресов.
В апреле 1997 года веб-сайт Pinhole Visions был запущен для поддержки пинхол фотографии, как вида искусства и для образования.
Первый в мире День Пинхол Фотографии (WPPD) состоялся 29 апреля 2001 года (291 участников из 24 стран).

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>